В тихую эпоху «офисного планктона» мужчинам не хватает драйва, куража, экстрима… Гонки по бездорожью смешали в себе эти понятия, и поэтому у оффроуда так быстро появились поклонники в Мордовии. Первобытное мужское желание — побеждать — в этом спорте может быть удовлетворено сполна… Настоящие мужчины готовы устраивать себе и своим боевым машина проверку везде. Любителям экстремального спорта представляется возможность поучаствовать во внедорожном ориентировании. Например, ставшие уже легендарными соревнования "Лесоповал", "Инерка", "Точка Росы", "Летняя интрига"," Масленница". Их объединяет одно, максимум грязи, трудностей, сиюминутные решения и люди.
Павел Пономарев, председатель саранского клуба "4х4". Он один из тех, кто первым провел соревнования по внедорожному ориентированию в Мордовии и кто уже не может без жизни за гранью дорог.
— Павел, кто же все таки стал основателем внедорожного спорта в Мордовии?
— Люди, которые бросают вызов себе и бездорожью существовали всегда. Человека, который не побоялся провести первые соревнования с элементами внедорожного спорта зовут Евгений Платонов. С его легкой руки в 2006 году все и завертелось.
— Гонки по бездорожью — это игрушки для взрослых?
— Любое увлечение, любой любительский вид спорта — игра. Для кого — то это возможность хорошо провести выходные, скинуть усталость как бы пародоксально это не звучало, для кого- то — это околоспортивный интерес. Наступает момент когда ты чувствуешь, что эта игра стал неотъемлемой частью твоей жизни.
— Помогает ли участие в гонках в жизни?
— Не все внедорожные соревнования можно назвать гонкой. Это может быть и встреча друзей, и просто экспедиция по родному краю. Движение по трассе в соревновательном режиме учит принимать единственно верные решения в конкретной , порой весьма сложной ситуации. Иногда, важно не приехать первым. Иногда, бывает так, что важно вообще доехать до финиша. Тут все необходимо и умение беречь машину, когда требуется и умение выжать(почувствовать) из нее все. Умение выработать оптимальное решение в лимите времени, не сдаваться не смотря на то что, "что- то пошло не так" несомненно помогает в обычной жизни. И конечно любое мероприятие подобного рода — это общение. Не виртуальные социальные сети, а общение с людьми, которые были там. За гранью дорог. Буквально 5 минут назад. Такое общение — бесценно.
— Как относятся женщины к такому увлечению?
— Как женщины относятся к увлечением мужчин вообще? Кто- то искренне не понимает, но не мешает, Кто -то устраивает сцены,- " или я или гонки!", кто — то всецело разделяет. Пример последних — супруги Сергей и Елена Светкины, бесспорно талантливые организаторы. Благодаря старанием Елены участники в лагерь приезжают как домой. Их там ждут. Там уютно.
— Какие могут быть машины у участников?
— Любые. Если речь о внедорожных соревнованиях — любые полноприводные. Наличие четырех зачетных категорий позволяет участвовать на любой машине с разной степенью подготовки. Но наличие мощного внедорожника само по себе не дает преимущество. Потенциал любого автомобиля раскрывается экипажем. Из любого оружия надо уметь стрелять. Не раз наблюдал разачарование владельцев дорогих и красивых автомобилей про которых в рекламе пишут "легендарный внедорожник". Есть о чем задуматься, когда тебя пыхтя и стреляя глушителем объезжает старенький дедушкин УАЗ.
Впрочем, владельцы дорогих и породистых машин удивляют и в обратную сторону — не жалея своих лакированных красавцев смело бросаются в бой и привозят призовые места! Машина может быть любой, она должна быть готова и обслужена. Как до соревнований так и после.
— Сезонность как — то влияет на многочисленность любителей покататься?
Несомненно. Для нашей полосы "золотые" времена весна и осень. Тогда к нам приходит настоящая распутица. И сами по себе времена года безумно красивые. Хотя соревнования проходят и зимой и летом.
— Интересно, а как относятся к оффроуду в других регионах?
— Люди знакомые с предметом относятся везде одинаково. А вот бездорожье везде разное. Если в Крыму — острые камни и горные речки, то в Твери — огромные колеи и болота. А что касается людей, которые вне всего этого… Да так же. Нам приходилось попадать в разные ситуации. И машина ломалась далеко от дома в марийской тайге и топливо кончалось, когда бак пробили. Всегда находились люди готовые придти на помощь, просто помочь не спрашивая зачем нам все это. Пожалуй это самое важное. Если вам скажут что нашу страну населяют равнодушные люди — не верьте. Врут.
— Почему внедорожные гонки так нравятся мужчинам? И так много зрителей готовы приезжать смотреть их в далекие леса?
— Есть в этом что-то первобытное. Быть первым. Начиная от охоты на мамонтов и заканчивая полетом в космос. Для зрителей это конечно же шоу. Брызги грязи из под колес, ошибки и локальные победы, рев моторов, эмоции экипажей. Все спрессованно и в воздухе буквально витает адреналин. Подышать этим воздухом наверное и приезжают. Да и большинство участников — оттуда, из зрителей.
— Есть ли какие -то правила внедорожного движения?
— Раскрою тайну, нет никакого движения. Есть люди готовые испытывать себя и машину, и есть люди готовые эти испытания им предложить. Все остальное — неважно.
— Соревнования всегда проводились одинаково, точки-баллы, а есть ли что- то новенькое?
— "Точки-Баллы" это очень упрощенно. Хорошая и качественная трасса ставится. Именно "ставится" как спектакль. Я не зря привел эту аналогию тут тоже все начинается со сценария. Тут есть свои каноны и клише и конечно же штампы. Точки это средство указать дорогу. По сценарию организаторов. Баллы точек — тоже средство. Взятие точки не самоцель, точка может быть скромно вдоль колеи, а вот путь до нее.. Чем тяжелее путь тем выше баллы. Отличие от театра одно — актеры(участники) играют с листа и ипровизируют. А когда твой сценарий талантливо обыграли найдя свой путь в этом и есть несравнимое ни счем чувство. В погоне за этим наверное и ставятся спектакли , снимаются фильмы , и прокладываются новые внедорожные трассы. Что касается технической стороны то в распоряжении нашего клуба имеются две вещи. Трек-логгеры. Эти приборы записывают местоположение и текущую скорость экипажа. Благодаря им мы можем точно отследить тактику экипажей, накопить статистику, или установить правила. Скажем на данном участке минимальнаямаксимальная скорость равна 20кмч. Можно проконтролировать экипажи на соответствии пути легенде, и документу в котором прописаны условия прохождения трассы.
И, наконец, новинка — электронная система зачета. Полностью наша разработка преднаначенная для контроля и учета "взятия" контрольных точек на соревнованиях. Фотофиксация, которая широко применяется сейчас имеет ряд минусов, которые в данной системе устранены. Экипажу выдается прибор — валидатор, которым штурман считывает контрольные точки. Плюсы системы очевидны — исключение судейской ошибки, мнгновенный подсчет результатов, возможность установления точного времени взятия точки. На данный момент мы обкатываем систему на осенних соревнованиях.
— Это спорт или отдых?
— Вряд ли можно назвать отдыхом два изнурительных выходных в тяжелых дорожных условиях, в постоянном напряжении и в постоянной же физической активности. По крайней мере в рамках общепринятого понятия. Спортом тоже можно назвать с огромной натяжкой.
Получается… что это — стиль жизни!
Подписка на МордовМедиа в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.
Не забудьте поделитесь с друзьями в соцсетях и месенджерах:
Автор: ИА "МордовМедиа"